Что важнее – опыт или образование?
Подобный вопрос нередко возникает при оценке качества и эффективности работы специалистов в любой отрасли. Не составляет исключение и сфера коммуникаций. Одной из самых острых проблем, по мнению экспертов, выступает вопрос профессиональной самореализации сотрудников отрасли. Именно это стало предметом исследования, которое на круглом столе «Образование и профессиональная реализация» представили специалисты коммуникационного агентства «Главный Советник» совместно с Институтом стратегических коммуникаций и социальных проектов (Инстратком).
Участники заседания, проходившего в Институте социологии ФНИСЦ РАН, с большим интересом выслушали доклад «Кадры коммуникационной отрасли, третья фаза исследования: параметры и векторы профессиональной самореализации сотрудников».
В рамках исследования эксперты «Главного Советника» и Инстратком обратились к интервью и экспертным опросам. В выборе респондентов для интервью специалисты руководствовались структурированием по образовательному принципу. Среди опрашиваемых были имеющие основное или дополнительное профильное образование, а также получившие профильную подготовку в организации без отрыва от работы.
Примечательно, что практически все респонденты, не имевшие на момент старта профильного образования, указали, что их наставник на рабочем месте передавал им более ценную профессиональную информацию, чем та, которую они получали впоследствии на каких-либо курсах и семинарах. В то же время 22 процента респондентов без образования указали, что не испытали затруднений с самореализацией на начальном этапе, так как имели опыт работы в смежных, отраслях получив там начальные представления. Однако 78 процентов опрошенных специалистов, не имеющих профильного образования, отметили, что на начальном этапе их самореализация затруднялась. И практически все респонденты, приступившие к работе после получения соответствующих знаний в вузе, констатировали, что полученное образование помогло им в самореализации на начальном этапе.
«Обобщая результаты опроса специалистов, а также принимая во внимание мнение экспертов, среди которых руководители компаний коммуникационной отрасли либо их первые заместители, мы с коллегами сделали выводы, что, даже когда на старте карьеры профильное образование помогает самореализации, в дальнейшем оно не является гарантией продвижения по служебной лестнице», — поделился мнением заместитель генерального директора КА «Главный Советник» Александр Писаревский.
«Более мощным залогом успешной самореализации специалиста выступает непрерывное повышение собственного профессионализма, в том числе и через общение с более опытными коллегами, самообразование и самообучение и формирование на фирме коллектива профессионалов, понимающих, что делается «одно дело», — объяснила кандидат социологических наук, профессор, PhD, чл.-корр. МАНПО, начальник Аналитического отдела ИНСТРАТКОМ Татьяна Лихачева.
В целом, эксперты сошлись во мнении, что сфера коммуникаций сегодня – одна из самых динамично развивающихся отраслей. «Но даже на фоне намечающихся трансформаций неизменно одно – важность понимания стратегических целей коммуникаций», — констатировал А.Писаревский.